«Кадровые резервы» или что нужно знать, начиная кадровую реформу Государственное управление
понедельник, 3 ноября 2014 года, 12:43
Авторы VoxUkraine, портала, созданного для научно обоснованного обсуждения событий в Украине, пишут о реформирвании государственной службы.
24 сентября заместитель главы администрации президента Дмитрий Шимкив сообщил, что завершается подготовка законопроекта о временном привлечении к государственной службе специалистов из бизнеса. «Есть потребность привлекать в качестве руководителей управлений, департаментов специалистов из бизнеса», - сказал он на брифинге. По словам Д. Шимкива будут созданы специальные фонды, которые будут финансироваться за счет донорской помощи и благотворительных взносов и эти фонды будут источником доплаты к заработной плате новым эффективным сотрудникам.
Идея, которую предложили в АП, очень интересная и очень правильная – без компетентных людей построить новую страну не получится – однако, попытка обновления кадрового состава государственных органов уже не первая и, к сожалению, в предыдущих случаях очень позитивные инициативы заканчивались ничем.
Хорошая идея «Президентского кадрового резерва» (далее – ПКР) имела место в 2011 году при администрации Януковича и за своим наполнением была точным аналогом схемы предложенной Дмитрием Шимкивым. Система отбора в ПКР была предложена Высшей школой государственного управления им. Дж. Кеннеди Гарвардского университета. Она базируется на анализе резюме кандидатов, их мотивационных эссе, рекомендационных писем и системы разнообразных тестов. Проверялась репутация, достижения, общая эрудиция, сообразительность и мотивация кандидатов. Большинство из отобранных кандидатов имели успешный опыт работы в бизнесе или на госслужбе, не имели никакого отношения к «семье» и горели желанием изменить нашу страну.
Отборочный этап прошел в соответствии с лучшими практиками, причем окончательное решение при отборе принимали в Harvard Kennedy School. В кадровый резерв было отобрано 32 человека из нескольких сотен подавших заявление. После отбора ПКР сразу начали готовить к предстоящей деятельности – тренинги по госуправлению, стажировка в Гарварде и грандиозные планы на дальнейшее обучение в лучших университетах мира.
Но вся идея провалилась на этапе формализации статуса отобранных кандидатов. Поскольку затея была имиджевой, то воплощать ее начали очень стремительно. Но также стремительно она превратилась «в чемодан без ручки» для ее инициаторов. Причиной такому повороту событий, как ни странно, послужил именно качественный уровень ПКР. «Неожиданно» оказалось, что отобранные люди не вписываются в прогнившую систему координат в государственной службе, которая была выстроена годами и особенно четко выкристаллизовалась именно при Януковиче.
То есть в стране, где должности распределяются изначально по принципу политических квот, а потом по критерию личной преданности и/или за деньги, люди, которые показали высокий уровень квалификации и мировоззрение отличное от «общепринятого» во власти, оказались просто не нужны.
В общем в 2012 году помпезно начатый проект Президентского кадрового резерва тихо сошел на нет. «Резервисты», у кого был еще запал и желание, начали самостоятельно трудоустраиваться в госаппарате, подчиняясь общим правилам игры. Вопрос трудоустройства остальных «резервистов» отдали в руки Национального агентства по вопросам государственной службы, чтобы там определили что-же делать с ПКР. В Нацагентстве было принято решение назвать группу людей отобранных для ПКР «пилотным проектом» и огласить об успешном его завершении.
Возникает вопрос, что же было не так с ПКР и какие выводы нужно сделать из этой истории?
С нашей точки зрения причиной провала следующие факторы:
- Восприятие политиками государственного управления как бизнес-инструмента, а государственных структур как собственной вотчины политических партий и бизнес-среды для получения прибыли.
- Отсутствие «лифтов» и «фильтров», которые бы позволяли эффективным государственным чиновникам быть замеченными и делать карьеру благодаря исключительно своему профессионализму, опыту, эффективности, а также мотивации и мировоззрению.
- Отсутствие у чиновников стимулов и мотивации развиваться, совершенствоваться, поскольку в Украине полностью уничтожена система кадровой селекции и карьерного роста. Государственная служба должна перестать быть факультативным занятием для политиков или развлечением для бизнесменов, которые пришли во власть с целью еще большего обогащения.
Вся вертикаль кадровой политики строилась (и к сожалению продолжает строиться) не на профессионализме, а на личной преданности подчиненных и готовности «по первому свистку» исполнять все пожелания своих благодетелей – будь-то политические партии или отдельные политики. Как следствие, на самых важных государственных постах оказывались люди, для которых словосочетание «государственный подход» звучало как личное оскорбление, а узкопартийные или личные хуторянско-меркантильные интересы были важнее, чем будущее страны.
Пока такая практика будет продолжаться (санкционированная в тех или иных масштабах первыми лицами – Янукович просто отличался от других уж очень крупным масштабом), даже самые талантливые и мотивированные менеджеры из бизнеса ничем нашему государству не помогут. Их красиво будут отправлять в специальные «песочницы», где эти супер-профессионалы смогут от души поиграть в реформы, но так чтобы это системе не мешало. Таким нехитрым способом достигается две цели:
- в медиа кричат о новых лицах во власти и выпускается реформаторский пар в обществе;
- в этих «песочницах» энтузиасты-реформаторы окончательно себя дискредитируют потому что «реформа песочницы» на общую ситуацию в стране никак не влияет.
Описанная выше система координат в государственном управлении кроме того, что является основной коррупции, ставит еще с ног на голову всю систему стимулов в государственном управлении. Ведь проблема даже не в том, что среди чиновников нет эффективных управленцев и всех нужно заменить на менеджеров из бизнеса. Проблема в том, что нынешний уклад задвигает неиспорченных людей в самые дальние углы без особых шансов для этих людей на что-то повлиять и что-то поменять. И вся загвоздка в том, что просто повышением зарплат и привлечением «варягов» такое «зазеркалье» не разрушить.
Особого внимания заслуживает идея с временным переходом на госслужбу из бизнеса. Ведь здесь есть как минимум три проблемы:
- госслужба – это очень своеобразный профессиональный вид деятельности и для людей погрузившихся в эту стихию потребуется достаточно долгий период адаптации, чтобы как минимум свыкнуться с бюрократическими процедурами;
- человек, преуспевший в максимизации прибыли в бизнесе ориентирован несколько на другие задачи, чем «идеальный» государственный служащий, именно поэтому мы наблюдаем неприятные примеры Павла Шереметы и Дениса Бродского;
- государственная служба – это, в идеале, совершенно другие ценностные установки и гораздо более высокие планки задач, которые приходится решать, нежели просто увеличение прибыли и наращивание своей доли рынка. Не каждый бизнесмен сможет воспринять философию государственника, и не начнет превращать госаппарат в бизнес-структуру. Ведь госслужба – это служение обществу и интересам государства, даже в ущерб своему имиджу или потенциальной выгоде.
Что же нужно сделать, чтобы кадровая реформа наконец-то достигла успеха и Дмитрию Шимкиву не пришлось в ручном режиме «продавливать» на серьезные должности каждого отобранного чиновника? Задача сводится к трем ключевым моментам:
- Создать механизм, который будет отделять зерна от плевел (государственников от «барыг» во власти (извините за слэнг – но суть лучше не передать)) в первую очередь в рамках существующего госаппарата. Может это прозвучит невероятно, но чиновники с государственным мировоззрением у нас еще остались. Думаю, что каждый знающий человек может вспомнить начальника департамента или управления, «на котором все держится». Именно о таких людях идет речь. Предположительно, отбирать государственников должно будет Национальное агентство по вопросам государственной службы. Но перед этим эту структуру нужно переформатировать почти на 100% (по сути нужно будет создать brand new HR-агентство по набору управленцев) и вот в этой точке входа очень бы пригодились полностью свежие люди не из системы.
- Второй момент – нужно создать механизм взращивания чиновников новой генерации. Людей, которые никогда не принимали участие в разных схемах, которые хотят развивать нашу страну и которые не мыслят категориями корысти и максимизации собственной прибыли. Этот процесс займет годы, но это будет именно тот пласт, который создаст основу современной госслужбы в Украине.
- Третий момент – госуправление не должно быть бизнес-инструментом властьимущих. Быстро это явление не уйдет, но если усиливать контроль за финансированием партий, усиливать общественный мониторинг бюджетного процесса и процесса использования средств налогоплательщиков, то есть очень хороший шанс, что это мерзкое явление просто исчезнет.
Вместо послесловия. Если мы говорим о кадровой реформе, то нельзя обойти ее фундаментальную проблему – поведение высших должностных лиц государства. Мы все время повторяем, что они не должны быть бизнесменами по совместительству. Ни Президент, ни Премьер-министр, ни министры, ни губернаторы, ни депутаты не должны иметь других интересов кроме как государственных. А что мы видим на самом деле? Ведь как говорится: не воспитывай ребенка, он все равно будет похож на тебя - воспитывай себя.