Для британских школ родители важнее министерства

Какой опыт британской системы образования стоит перенять Украине? Материал создан в рамках партнерства с Фокус.

В Великобритании Министерство образования решает в школах не все. Оно, конечно, регулирует основные принципы учебного процесса, но многое определяют и другие органы. А именно:

  1. местные власти (Local Authorities);
  2. школьное управление (School Governing Body);
  3. родительский комитет (ParentsCouncil, известный ранее как SchoolBoard);
  4. ассоциация родителей и учителей (PTA, Parents & Teachers Association);

Родительское управление сильно в школах всех типов, поэтому рассмотрим его на примере обычной английской средней школы с государственным финансированием.

Самые широкие полномочия – у школьного управления. В него могут входитьучителя, родители учеников, представители общины, местной власти и, в некоторых случаях, церкви. Но родителей в управлении должно быть не менее трети.

Как попасть в школьное управление? Ограничений почти нет: никакого опыта в образовательной сфере не требуется, детей иметь тоже не обязательно, нужно только быть старше 18 лет. Можно бесплатно пройти подготовительные онлайн-курсы и инструктаж в самой школе, потом заполнить анкету – и на 4 года превратиться в волонтера. Ведь если уже ты стал членом этой организации, то обязан следить за жизнью школы, ходить на собрания и совершенствовать свои знания на тренингах.

Интересно, что родителям попасть в управление сложнее: среди них проходят настоящие выборы с голосованием и избирательными кампаниями кандидатов.

Чем занимается школьное управление?

  • Следит за тем, чтобы школа развивалась в определенном направлении.
  • Контролирует работу директора школы и персонала.
  • Проверяет, куда идут школьные средства.
  • Планирует школьный бюджет: сколько, на что и почему.
  • Если надо, корректирует учебную программу, гарантирует ее доступность для всех учеников.
  • Следит за безопасностью школьных помещений.
  • Устанавливает школьные ценности и мониторит их соблюдение, в том числе и соблюдение дисциплины.
  • Нанимает и увольняет сотрудников, в том числе – директора школы, назначает им зарплаты, следит, чтобы они соответствовали должности.
  • Поддерживает уровень доверия к школе.
  • Отчитывается перед родителями, сотрудниками школы, местной властью и инспекциями.

Школьное управление не просто тесно сотрудничает с директором (Head Teacher), но даже в некоторой мере является его начальником. Наиболее важные вопросы решает собрание, которое сзывают хотя бы раз за "школьный срок" – вроде нашей четверти.

Обязанности члена управления отнимают в среднем 8-10 часов в месяц, но иногда, в сложные для школы периоды, например, во время реорганизаций или выполнения указаний органов контроля, эта должность потребует намного больше времени и сил.

Прежде всего, это – работа в комитетах, например финансирования или учебного плана.

Хотя школьное управление действует на волонтерских началах, его деятельность и качество выполнения обязанностей оценивается государственной инспекцией по образовательным стандартам (Ofsted, Office for Standards in Education). Она может отстранить члена школьного управления, и на его место объявляют набор.

Как и любая другая волонтерская деятельность, должность члена школьного управления (School Governor) считается почетной и очень ценится в обществе. Его работодатель должен предоставлять оплачиваемый выходной день на время выполнения работником своих обязательств как члена школьного управления.

Услышать каждого родителя

Следующая организация, которую мы рассмотрим, это PTA – ассоциация родителей и учителей.По данным британского Национального фонда исследований в области образования за 2007 год, PTA работали в 83% младших и 60% средних школ.

Родители учеников, как правило, попадают в эти организации автоматически при поступлении их детей в школу.

У PTA намного меньше полномочий, чем у School Governing Body. В основном она нужна для укрепления связей между родителями и школой, доносит родительские запросы и пожелания к тому же школьному управлению, директору школы, учителям и местной власти. Но такая коммуникация несет исключительно рекомендательный характер – права принятия решений у PTA нет.

Комитет также занимается сбором средств, благотворительностью и поиском меценатов, проводит различные акции, спектакли или ярмарки. Полученные средства PTA направляет на те нужды школы, которые не были предусмотрены школьным бюджетом, например, на компьютерное и спортивное оборудование, услуги спортивного тренера, школьные экскурсии и др.

С мая 2007 года государственное школы на законодательном уровне обязали принимать во внимание мнение родителей. С тех пор школьными управлениями начали активно основываться так называемые Parent Council – родительские комитеты, куда входят исключительно родители детей, обучающихся в школе.

Деятельность комитета подобна деятельности PTA, в том числе комитет не имеет права принятия решений по управлению школой, не влияет на учительский состав и др.

Еще одна возможность приобщиться к школьной жизни своих детей – это должность так называемого classroom helper – классного помощника, с нагрузкой 1 час в неделю и больше. Эти помощники сопровождают детей на прогулках, помогают в организации представлений и других разовых событий, следят на уроках младших классов за чтением вслух и т.д. Таких волонтеров могут также приглашать на уроки, тема которых касается их профессии.

Рассылки, обеды и учебные планы

Британские родители всегда в курсе школьных событий, ведь школьные новости, информацию о собраниях, вакансиях, успеваемости учащихся, результатах инспекций и многое другое распространяют по электронной почте, обычными письмами, sms-сообщениями.

Также, родительская онлайн-сообщество очень мощной - десятки информационных веб-страниц, порталов и сетей, где каждый желающий может не только узнать о деятельности организации, но и приобщиться к ней.

Бесплатные обеды Лондон пока гарантирует только для детей определенных льготных категорий населения, - для этого необходимо подать заявку на сайте министерства образования. Но местные органы власти и сами школы могут внедрять полное бесплатное питание за свой счет. А с конца 2014 года стартовал процесс введения бесплатного питания для всех учащихся т. н. Infant School, в которых учатся дети от 4 до 7 лет.

В учебном плане государственных школ есть перечень предметов, обязательных к изучению. Но этот перечень постоянно сужается. Остальные предметы школьное управление вносит в учебный план по своему усмотрению, предварительно проконсультировавшись с родительским комитетом.

В общем, можно сделать вывод, что уровень вовлеченности родителей в управление школами, где учатся их дети, очень высокий. Будем надеяться, что в недалеком будущем практика волонтерства распространится и на украинскую образовательную сферу, а также попадет в список приоритетных направлений развития в министерстве образования.

Ирина Крохмальная

Участник инициативы "Цена государства"

Читать также: Среднее образование в США на примере штата Техас



Розсилка: