Бюджет на 2014 год был недовыполнен и по доходам, и по расходам. Это не стало уроком для власти: принятый бюджет на 2015 год тоже нереалистичен.
Правительство предлагает увеличить доходы Госбюджета на 4,7%, а расходы – на 6,7%. При этом дефицит вырастет до 4,1% ВВП. Предельный размер госдолга предлагается увеличить на 18,6%.
29 декабря 2014 Верховная Рада Украины приняла Закон «О государственном бюджете на 2015 год». Предложенная смета определяет слишком амбициозный план доходов (ожидается рост более чем на 30%), закладывает очень широкий фискальный разрыв (8.8% ВВП) и слишком сильно полагается на эмиссионную поддержку со стороны Нацбанка (смета требует эмиссию около 200 млрд грн). Принятый бюджет плохо согласуется с экономическими реалиями Украины и очевидно угрожает срывом переговоров с МВФ (Фонд настаивал на фискальном дефиците не более 5.8% ВВП).
В ІІІ квартале 2014 года в фискальной сфере на первый план вышли четыре темы: влияние повышения налогов на доходную часть бюджета, бюджетные отношения с оккупированными территориями Востока Украины, влияние фискальной политики на валютную дестабилизацию и формирование бюджета на 2015 год.
В августе государственный и гарантированный государством долг превысил значение 60% ВВП*. Точнее, его размер составил 63,7% ВВП.
Правительство Ярсения Яценюка опоздало с передачей проекта государственного бюджета на 2015 год на рассмотрение Верховной Рады. Согласно требований Бюджетного кодекса, проект госбюджета на следующий год должен появиться в парламенте не позднее 15 сентября.
Большинство украинцев уверены, что их потребности (образование, здравоохранение, безопасность, пенсии и т.д.) обеспечивает государство. Однако это миф – на самом деле все эти направления финансируются налогами, которые платят обычные граждане. Например, человек с “чистой” зарплатой 3 тыс. грн. в месяц перечисляет в бюджет 32 тыс. грн. налогов в год.
Во ІІ квартале 2014 г. уже секвестированный бюджет выполнялся напряженно. К сожалению, у правительства не получилось показать значительные результаты борьбы с налоговыми схемами. Вместо этого темпы падения поступления основных налогов (НДС, налог на прибыль) продолжали расти на фоне эскалации АТО.
В первом квартале план по доходам помог выполнить Нацбанк, перечислив свою ожидаемую прибыль авансом в бюджет. Доходы сводного бюджета в І кв. 2014 г. составили 112.2 млрд. грн., что на 5% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Переплаты налогов и задержка с возмещением НДС перестали играть столь важную роль в наполнении казны в начале года и отошли на второй план.
"В 2013-м году доходы консолидированного бюджета достигли 442.7 млрд. грн. (30.4% ВВП), а собственные доходы Пенсионного фонда – 166.9 млрд. грн. (11.5% ВВП)", – именно такую информацию мы слышим от Министерства финансов, когда идет речь об общественных средствах. Но как человеку, у которого средняя зарплата около 2000–3000 грн. в месяц, осознать эти цифры? Ведь 1 млрд. грн. – это 28 тысяч лет (!) безупречного труда для простого работника.